Cartier и Россия: дружба в 130 лет

Cartier и Россия: дружба в 130 лет

Россия всегда любила все французское. В том числе и знаменитый ювелирный дом Cartier. Эта дружба продолжается уже больше века, а началась она и бурно цвела еще в далеком 19-м веке. В данной статье мы расскажем, как начались и развивались эти отношения.

Cartier и императорский двор

Первым частным российским покупателем украшения Cartier стал князь Салтыков, который приобрел изумрудный браслет в 1886-м году. Как и в Европе, в России популярности Картье помогло сарафанное радио. Через князя молва об изысканном украшении распространилась по двору и докатилась до самой императорской семьи.

С 1900-го года постоянной покупательницей драгоценностей Картье стала великая княгиня Мария Павловна Романова, которая частенько наведывалась в магазин на Рю де ла Па в Париже.

В 1904-м и 1905-м годах сам Картье побывал в России и тогда уже вся российская аристократия полюбила его. Группа обожателей во главе с Марией Павловной уговаривали его остаться, но ювелир видел свое будущее иначе.

В 1907-м году Луи Картье лично представил свои лучшие коллекции украшений вдове императора Александра Третьего, Марии Федоровне, в магазине на Рю де ла Па. Ее настолько поразили изысканные изделия, что она стала уговаривать ювелира открыть собственный бутик в Петербурге. Ювелир исполнил ее желание, но частично. В том же году под Рождество в петербургском Grand Hotel Europe открылась временная экспозиция украшений, после которой Картье стал придворным ювелиром Николая Второго. Оказалась в восторге от выставки и аристократия. Так драгоценная булавка от Картье оказалась у княгини Юсуповой.

Часы от Картье также стали популярными у российской знати. Граф Орлов носил часы квадратной формы с бриллиантовым обрамлением. Князь Юсупов – часы-кулон с элегантной деревянной резьбой и алмазом в центре корпуса. Они представляли собой футляр, который открывался нажатием пальца, обнажая часовой циферблат, перевернутый вверх – так удобнее было смотреть время.

Cartier и Фаберже

Луи Картье всерьез заинтересовался яйцами Карла Фаберже в 1900-м году, когда увидел их на всемирной выставке в Париже. Там было представлено пятнадцать яиц – подарки императорским семьям Александра Третьего и Николая Второго. После выставки Картье стал поклонником великих яиц. Главным образом его заинтересовала эмаль, украшенная драгоценными камнями.

Вдохновленный Фаберже, Луи Картье создал коллекцию украшений из двухсот фигурок животных, которые были украшены самоцветами, а также наручные часы, украшенные эмалью. Одним из известных изобретений того времени стали настольные часы с циферблатом, покрытым зеленой эмалью. В 1910-м году их приобрела городская управа Парижа и позже представила Николаю Второму при его визите во французскую столицу.

Cartier и “Русские сезоны” Дягилева

В 1909-м году балетная труппа Сергея Дягилева провела в парижском театре Шатле свой первый сезон. Луи Картье и главный художник дома Шарль Жако побывали на спектаклях “Шахерезада” и “Половецкие пляски”. Больше всего в постановке их впечатлили декорации и костюмы Бенуа, Рериха и Бакста, а именно безумное по тем временам сочетание цветов. Оранжевый соседствовал с желтым, зеленый с синим, красный с розовым и фиолетовым. Впечатление от представления перешло в творчество мастеров. Появились смелые ювелирные комбинации из изумрудов и сапфиров, рубинов, аметистов и жадеитов. Позже появилось знаменитое колье-ошейник, вдохновленное украшением Бенуа, который тот исполнил для Нижинского в роли пажа в балете “Павильон Артемиды”.

Такова яркая и удивительная история взаимоотношений ювелирного дома Картье и Российской империи в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков.

В истории современной России дом Картье тоже отметился. В 1992-м году в Эрмитаже была проведена выставка “Искусство Картье”, а в 1994-м году была создана коллекция “Очарование золота Картье”, посвященная темам Art Deco, Великой России и жемчуга.