Chaumet: от Наполеона до наших дней

Chaumet: от Наполеона до наших дней

История роскошного ювелирного дома Chaumet (Шомэ) начинается аж в 1780 году. Тогда основатель дома Мари-Этьен Нито обучался у знаменитого мастера Марии Антуанетты Обэра. Свой первый магазин он открывает в год Великой французской революции, 1789.

Личная встреча Нито и Наполеона произошла случайно. Молодой ювелир на скаку остановил взбесившуюся лошадь Наполеона, когда тот еще был консулом. Когда он стал императором, он вспомнил про смелый поступок Нито и сделал его придворным ювелиром. Первым заказом императора стала великолепная консульская шпага, украшенная бриллиантом “Регент”. Далее последовали не менее блестящие заказы: меч императора и регалии для коронации.

Главной клиенткой ювелира стала жена Наполеона Жозефина. Сам Нито создавал для нее изящные украшения в соответствии с духом той эпохи: простые и одновременно утонченные. Благодаря такой эксцентричной клиентке Chaumet стали специализироваться на изготовлении диадем, которые выпускают и сегодня. В коллекции Жозефины были уникальные браслеты-акростихи, то есть браслеты с зашифрованным посланием, складывающимся из первых букв в названии драгоценных камней. На ее браслетах можно было прочитать имена детей. Для второй жены Наполеона, Марии-Луизы, Нито также изготовил драгоценные браслеты-акростихи. Там были зашифрованы дата ее встречи с Наполеоном и день их свадьбы.

Наполеон поставил себе задачу – вернуть былой роскошный блеск Франции, который она имела до революции. Назначение Нито придворным ювелиром было неслучайно. Государство значительно изменилось, но роскошь двора должна была остаться прежней. Бренд становился невероятно популярным, ведь его лицом была сама императорская семья. В это время к ювелирному бизнесу присоединился сын Нито Франсуа-Раньо.

После смерти отца сын продал компанию Жану-Батисту Фоссену. После падения Наполеона культурное общество раскололось на два лагеря: романтиков и классиков. Романтики поддерживали империалистическую власть, в то время как классики поддерживали либералов. Фоссен избрал курс романтиков и изменил стиль бренда, вдохновившись итальянским Возрождением.

Выбор присоединиться к романтикам благотворно повлиял на фирму: в числе друзей бренда оказалось много людей искусства. Художники, писатели, актеры, музыканты и другие творческие романтики. Фирма привлекает и зарубежных знаменитостей в лице князя Анатолия Демидова (меценат, статский советник) и герцогиню Беррийскую.

После Фоссенов фирмой стал владеть Жан-Батист Морель. Минула революция 1848 года. Морель решил расширить географию бренда и открыть бутик в Лондоне. Там его ждал большой успех: вскоре Морель стал придворным ювелиром королевы Виктории. Также в те годы поклонником Chaumet были Наполеон Третий вместе с супругой и вся парижская элита.

В 1885 году фирму возглавил Жозеф Шомэ. К его заслугам относят прорыв фирмы на новый уровень. Члены европейских королевских семей начинают заказывать у него тиары, короны, диадемы с бриллиантами, сапфирами, рубинами. Всего Дом в то время изготовил более полутора тысяч предметов роскоши для королевской знати и аристократии. Успех воплощается в открытии в 1907 году магазина на Вандомской площади, куда начинает стекаться вся европейская богема.

В 1928 году дело Шомэ продолжил его сын Марсель. Он начал создавать украшения в модном тогда стиле Арт-Деко, используя в украшениях полудрагоценные камни. Даже тогда европейские элиты не отворачиваются от фирмы и принимают новые модные веяния.

Начиная с 1980-х и по наше время Chaumet переживает не самые лучшие времена. Прошла эпоха королей и императоров, производство украшений стало массовым и доступным. Однако фирма до сих пор продолжает гнуть свою линию, оставаясь одной из самых роскошных в мире.