Виды огранки камней в ювелирных изделиях

Виды огранки камней в ювелирных изделиях

Вглядываясь в мутные осколки кристаллов, только профессионалам удается разглядеть особый блеск драгоценных или полудрагоценных камней. Чтобы владельцы ювелирных изделий тоже рассмотрели эти особые черты, требуется техническая обработка. В огранке драгоценных камней важна не сколько форма, столько точность нанесения граней, аккуратность работы, мастерство специалиста.

Способ обработки зависит от разных факторов. Принимают во внимание вид и габариты камня. Также учитывают, насколько минерал тверд и чист.

Далее познакомим вас с популярными видами огранки самоцветов. Но всего известно свыше 200 вариантов. Они бывают гладкими или фасетными (с гранями).

Гладкая огранка типа «голова» (кабошон)

Представляет собой самый древний и популярный способ обработки драгоценных камней. Подходит для мутноватого самородка, который лишь отчасти пропускает солнечный свет.

Виды огранки кабошон:

  • одинарная;
  • двойная;
  • сплюснутая;
  • выпукло-вогнутая.

Ценность этого вида огранки скрыта в аккуратной шлифовке для получения гладкой и ровной поверхности с небольшой выпуклостью. Таким образом, грубый самородок становится центром ювелирного ансамбля и помогает создать нечто красивое.

Назначение «кабошона»:

  • обработка «звездчатого» камня;
  • шлифование минерала типа «кошачий глаз»;
  • маскировка природных изъянов минералов;
  • эффектное отражение потока света.

Эта разновидность обработки предполагает, что снаружи камень выпуклый, а с изнанки – плоский. Обычно имеет овальную форму. Но также встречаются грушевидные, круглые экземпляры.

Роза

Этой фасетной огранкой без площадки и нижней части нечасто обрабатывают минералы. Все потому, что «роза» отличается слабым сиянием, а также малыми преломлениями света. В эту категорию относят 7 разновидностей, включая голландскую, полуголландскую, крестовую обработку.

Фасетная круглая огранка самоцветов

Это одна из самых популярных методик обработки камней. Ее разработали в начале прошлого века и на сегодня нередко используют. Применение круглой огранки позволяет оформить алмазы.

Эталоном считается бриллиантовая обработка, в рамках которой наносят 57 фасет. Этот вид ювелирной огранки позволяет кристаллу раскрыться, сияя в полной мере. Если перед ювелиром лежит небольшой образец, количество граней можно существенно сократить: до 33 или даже 17.

Преимущество круглой огранки:

  • изысканное сияние и неописуемая игра света;
  • возможность использования изящной оправы;
  • на сегодня считается классикой.

Однако, данный метод предполагает, что приходится отсечь до 50% исходной массы самородка. Поэтому готовое украшение стоит очень дорого. Несмотря на это, 85% всех мировых продаж бриллиантов приходится на украшения, оформленные с применением этого метода огранки камней.

«Принцесса»

Также известный вид огранки драгоценных камней. Помогает создавать эффектные кольца для помолвки. Обладает четким изысканным сиянием, кристальной чистотой. Камень может иметь прямоугольную или квадратную форму. Чтобы выбрать подходящий вариант, учитывают длину и ширину самородка.

В отличие от круга, при выборе «принцессы» потери начального веса куда меньше. Поэтому готовое изделие стоит несколько дешевле. Бриллиант повторяет исходную форму алмаза с 8 гранями. Этот камень также используют, создавая сережки, подвески с моновставкой.

«Квадрат»

Позволяет обработать самородки, которые будут в центре ювелирного изделия или обрамлять его по бокам. Предполагает возможность выкладки в прямую линию.

Особенности «квадрата»:

  • поэтапное нанесение фасет параллельно краям;
  • равная длина сторон камня;
  • ступенчатая огранка минерала;
  • создает «пирамиду» без верхушки.

«Квадрат» гарантирует щедрые переливы света и предполагает меньшие потери исходного веса самородка. Поэтому минералы такой формы обходятся дешевле, чем экземпляры круглого типа.

«Овал» как вариант обработки ювелирных камней

«Овал» получил место среди формы огранок только в 60-х годах прошлого века. Но на сегодня он считается третьим по популярности способом обработки, заставляющим прозрачные и полупрозрачные самоцветы засверкать первозданной красотой.

Отличия овального камня от круглого:

  • вытянутость благодаря площадке большего размера;
  • зрительное увеличение длины пальцев, если «овал» использован для создания кольца;
  • обеспечивает изысканные переливы света при взгляде на украшение.

Используя «круг», можно создать центр обручального кольца, сережек, браслетов, подвесок.

«Маркиз»

С таким ювелирным камнем связана красивая романтическая история. Впервые огранку «маркиз» использовали в 17 веке. Существует легенда о том, что король Франции Людовик XV отчаянно влюблен и не представлял жизнь без своей фаворитки – маркизы де Помпадур. Женщина настолько пленила монарха, что он решил запечатлеть ее красоту в драгоценных камнях. Придворные ювелиры усердно постарались, чтобы показать монарху невиданную ранее огранку бриллиантов. Считалось, что «маркиз» повторял мягкую улыбку фаворитки.

На сегодня такие камни встречаются в тиарах, колье, кольцах. Если работа выполнена без брака и ошибки, «маркиз» похож на зерно с заостренными углами или лодочку.

Особенности огранки «маркиз»:

  • сохраняет до 80% исходного самородка;
  • выглядит, как овал, включает 57 фасет;
  • воссоздает гармонию и симметрию благодаря совпадению конечных точек;
  • камень поделен на равные части;
  • подходит для огранки рубина, изумруда, а также алмаза.

«Маркиз» выбирают, когда камень в длину в 2 раза больше, чем в ширину. Верхняя площадка становится узкой. Камень преимущественно устанавливают вертикально.

«Сердце»

Безусловно, наиболее романтичный способ обработки алмазов из всех ранее созданных и использованных. Немного напоминает форму «груша», но обладает специальным вырезом в верхней части. Требует повышенного мастерства ювелира для аккуратной работы и надежного крепления.

«Сердце» считается сложнейшим и самым дорогим вариантом огранок камня. От того, насколько ровный контур вставки, зависит красота и общий внешний вид ювелирного изделия.

Отличия качественной работы мастера:

  • одинаковые закругленные половинки «сердца»;
  • четкий вырез пропорционально всему камню;
  • обеспечение изумительного сияния алмаза.

«Сердце» помогает создавать эксклюзивные кольца или подвески, которые мужчины преподносят дамам сердца в качестве пылкого признания в вечной любви.

«Груша»

Благодаря плоской наружности, аккуратной каплевидной форме и фасетам типа «клин» эта разновидность заметно отличается от «круга». Помогает добиться изумительного блеска.

Особенности «груши»:

  • выглядит эффектно при достижении симметрии: заостренная вершина совпадает с центром скругленной части;
  • используется для создания кулона, удлиненных сережек;
  • верхняя гладкая площадка отвечает за игру света;
  • подходит для оформления крупных и небольших минералов.

«Бриолет», «капля» – это известнейшие представители грушевидных огранок. Их используют, чтобы создавать изысканные подвески. Весь «бриолет» украшен клиньями. Отличить «каплю» тоже легко. Сверху у нее продолговатые вытянутые фасеты, а нижняя часть покрыта маленькими клиньями.

«Багет»

Для французских пекарей багет – это хрустящее снаружи и мягкое внутри хлебобулочное изделие. А у ювелиров так называется ступенчатая огранка с прямоугольным контуром. «Багет» придуман в 20-х годах прошлого века и с тех пор активно используется.

Отличия «багета»:

  • легкие линии, открытость;
  • уменьшенное число срезов;
  • стильная геометрия;
  • повышенные требования к качеству самоцвета;
  • обычно предполагает 14 граней, но бывает и 24.

Багет позволяет определить мастерство специалста и качество самородка. Если есть какие-то визуальные дефекты, их способен заметить даже непрофессионал. Обычно багет используют для обработки алмазов, топазов, изумрудов. Этот метод позволяет оформить небольшие боковые камни кольца, браслета, подвески, серьги.

«Октагон»

Безопасный метод работы с хрупкими минералами. Предполагает изысканную форму с восьмью гранями. Обеспечивает эффектные переливы света. Предполагает небольшие потери исходного веса минерала. Помогает представить чистоту, природный оттенок самородка в выгодном свете.

«Изумруд»

Тоже ступенчатая огранка, но, в отличие от «багета», обладает скошенными углами. Предполагает 58 или 65 фасет.

Особенности формы «изумруд»:

  • выдвигает большие требования к чистоте и прозрачности самородка, иначе «выдаст» все его недостатки;
  • дает большие заметные вспышки света;
  • обладает самой низкой ценой среди сложных работ.

«Изумруд» придуман еще в 1940-х годах. Сначала его использовали для оформления одноименного минерала. Потом применяли для оформления сапфиров, аквамаринов, марганитов, топазов, турмалинов.

«Радиант»

Ювелирам удалось найти «золотую средину» между «изумрудом» и «принцессой». Этим особым методом и считается «радиант», который отличается усеченными углами. В работе используют чистые и прозрачные минералы, которые играют на свету.

«Триллион»

Создан в начале прошлого столетия в Амстердаме. На сегодня входит в пятерку лидеров среди методов обработки самородков.

Отличия «триллиона»:

  • скошенные, прямые или скругленные углы;
  • 43 грани в классической версии работы;
  • подходит для светлых самоцветов: аквамарина, белого сапфира, алмаза.

«Триллион» – это треугольник клиньевой огранки. Допускает возможность менять форму и количество граней с учетом природных свойств самородка, дизайнерского решения, предпочтения мастера, других критериев.

«Кушон»

Также встречается под названием «античная» и «антик». Этот способ обработки минералов известен еще с эпохи Барокко. Главная цель – предельно сберечь первоначальный вид самородка.

Характерные черты «кушона»:

  • имеет смягченные и закругленные углы;
  • отличается выпуклыми сторонами;
  • обладает широкими гранями;
  • дает яркое сверкание при свечах;
  • напоминает подушку по виду.

Камень отличается квадратной вытянутой формой. Подходит для производства украшения из аметистов, рубинов, кварцев, изумрудов.

Мы перечислили самые популярные виды оформления минералов для создания украшений. От выбранного способа зависит пропорциональность, симметричность, способность организовать неповторимую игру света.

Небрежность мастера повреждает минерал и снижает цену изделия. Неправильный выбор огранок не позволяет раскрыть истинную красоту камня.

Важны не только исходные свойства самородков, но и умения, присущие ювелирам. Только профессионалы смогут определить тот вид огранки, которая подчеркнет четкость, прозрачность, переливы света.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *